«Вечерний Ростов» № 247 (12072) 16 ноября 1999 г.
Ростовский казачий полк № 96 переживает
нелёгкие времена: сразу 12 казаков этого формирования сейчас находятся в местах
лишения свободы. Что же происходит с ростовским казачеством?
Об истории казачьего движения в нашем городе корреспондент «Вечернего Ростова» побеседовал с известным представителем казачества Петром Молодидовым. Который тоже совсем недавно вышел из мест лишения свободы…
Личность Петра Молодидова, войскового старшины
96-го ростовского казачьего полка, известна каждому, кто хоть немного знаком с
донским казачеством.
Пётр Молодидов вписал страницу и в
криминальную историю Ростова – благодаря своим многократным столкновениям с
Законом. Чего стоит хотя бы его конфликт с толпой цыган на улице Мадояна в 1992 году, когда Молодидов
рассеял её из автомата?
А потом сами же цыгане стояли возле здания суда с плакатами «Свободу Молодидову»!…
Казачий 96-й полк, созданный Молодидовым из
числа наиболее радикально настроенных казаков, воевал в самых разных «горячих
точках» как в России, так и за её пределами. Казаки 96-го полка сумели
отличиться и в Ростове – во время захвата Дома Парамонова в 1992 году, и в
холодном марте 1993-го, когда стояли строем напротив входа в областную
администрацию на площади Советов.
Известный у нас певец Константин Ундров
посвятил Молодидову песню «Господин хорунжий», в
которой рефреном повторяются слова «Запахло дымом на
Дону». Дымом тогда пахло действительно очень здорово…
О казаках 96-го полка стало слышно куда меньше, когда Молодидова упрятали за решётку по обвинению в
укрывательстве преступления (по версии следствия, он помогал вывозить трупы
двух человек, убитых во время пьяной ссоры в одной из квартир на улице
Вятской).
Не так давно Пётр Молодидов освободился из
мест заключения. Корреспондент «Вечернего Ростова» встретился с ним, чтобы
побеседовать о минувших событиях.
- Откуда пошло название – 96-й полк?
- 96-й полк
существовал только в Донской армии Всевеликого Войска
Донского во времена независимой казачьей республики. Он образован приказом
атамана Краснова при реорганизации армии из повстанческого отряда в 1918 году.
Судьба полка трагична – он полностью погиб в 1920 году. Погиб прямо под
Ростовом, на левом берегу Дона – под Батайском и
Азовом, где шли тяжёлые бои. В царской армии такого полка не существовало.
96-й полк
воевал только с большевиками, именно это послужило решающим доводом, когда мы
выбирали название для своей боевой единицы в 1991 году. Необходимость в
организации возникла, когда группа наших казаков ездила в Грозный, на похороны
Александра Подколзина, атамана Сунженского отдела
Терского казачества, первого казака, убитого за то, что он КАЗАК. Его зарезал
ингуш 7 апреля 1991 года.
В Грозный
поехала группа казаков из Ростова, без дисциплины и управления. Тогда все
поняли необходимость организации. Первое дело, на которое выехали казаки 96-го
полка, в форме, при погонах с цифрами 96, - это обеспечение делегации в Уральск
(Казахстан) на празднование 400-летия Уральского казачьего войска. Была драка с
местными казахами-националистами. Наши казаки не дрогнули. Впоследствии они
образовали ядро 96-го полка, участвовали во всех акциях и первыми отправились в
Приднестровье с началом там боевых действий.
- Вспомним Ростов. 1992-1993 годы, время,
которое называют «разгулом демократии». Ростовское казачество тогда впервые
громко заявило о себе. Открыто захватив Дом Парамонова (бывший Дом партполитпроса) на улице Суворова. В первых рядах шли
казаки 96-го полка…
- Никакого
разгула демократии не было: шла борьба за власть, и казаки приняли в ней
участие. Мы стремились не захватить власть, а восстановить её, поскольку
советская власть являлась оккупационным режимом и была установлена в 1920 году
военным путём, вопреки воле большинства населения. То же самое при развале СССР
получили Грузия, Армения… Прибалтика, например, до Ленина своей
государственности вообще не имела, а казачьи земли до Петра I были полностью независимы.
- Как же так: казаки всегда были за
сохранение целостности России, за державу?
- Речь не
шла об отделении от России. Взять ту же Российскую империю: она жила по своим
законам, а казаки – по своим. Теперь же мы – никто, и
звать нас никак, а республика Саха или какие-то ещё племена имеют прав больше
чем мы. Налицо дискриминация казачьего народа. Если есть республика Татарстан,
то почему не быть республики Казакия, составленной из
казачьих областей? И события в марте 1993 года – это попытка казаков
восстановить ту форму правления, что была на Дону в 1918-1919 годах.
Что
касается Дома Парамонова, то, с позиции казачества, оно имеет на него прав
больше, чем та организация, что сейчас занимает это здание. Дом был отнят у
законного владельца в 1920 году. Когда дочь Парамонова, его законная
наследница, приезжала в Ростов, она говорила по поводу дома: «Берите, казаки,
пользуйтесь». Мы его и взяли, разместили в этом здании штаб, причём в этой
акции активно участвовали казаки 96-го полка. Я лично составлял график
дежурств, назначил коменданта, двух его помощников…
Для справки: особняк на улице Суворова был построен в конце прошлого века ростовским
купцом Парамоновым. В советские годы являлся собственностью КПСС, там
располагался Дом политического просвещения. В 1991 году функции
политпросвещения отошли в небытие, дом пустовал почти год, а 10 сентября 1992
года казачье подразделение захватило здание ДПП, отстранив от его охраны
дежуривший наряд милиции.
Казаки устроили там свой штаб и комендатуру,
задерживали на рынках Ростова цыган и кавказцев, доставляли их для
разбирательства в Дом Парамонова. Налицо была попытка подме… … …
обратилась ростовчанка, заявившая о
том, что её 15-летнюю дочь изнасиловали трое цыган, они поставили буквально на
уши весь город. Цыган десятками сгоняли в Дом Парамонова, одному из видных
цыганских «баронов» был выдвинут ультиматум – выдать
насильников…
В итоге такая самодеятельность закончилась
плачевно: одного из задержанных застрелили прямо в актовом зале. Говорят, была
роковая случайность.
В дело наконец
вмешалась прокуратура, и казакам пришлось из Дома Парамонова уйти. Сейчас в
этом здании располагается Управление Федеральной
службы налоговой полиции по Ростовской области.
- Пётр, не
страшно ли было общественной организации (именно такой статус официально имело
казачество) выступать против государства?
- Ни одна общественная организация
не может объявлять войны государствам. И тем более их выигрывать, как было в
Приднестровье и Абхазии. Казачество – национальное движение, этим сказано всё.
- Как получилось, что в Доме Пармонова
казаки застрелили задержанного ими человека?
- Сергей Шевченко, который
застрелил задержанного, сидел со мной в тюрьме этажом выше, я с ним общался. А
задержанный – один из провокаторов, который пытался на рынке натравить казаков на нерусских. Те оказались греками, что быстро выяснилось.
Провокатора задержали. Как он был убит, сказать не могу, я там не
присутствовал…
- В 96-м полку собрались, наверное, самые отчаянные
казаки. Их принимали по спецотбору, что ли?
- Никакого
отбора не было. Этим казакам пришлось поездить по стране, и они видели то, чего
не видели простые люди. Это им кричала в Уральске толпа разъярённых казахов:
«Смерть казакам, долой русских!» Это мы ездили в декабре 1991 года в Грозный,
на несостоявшийся съезд русскоязычного населения, который был запрещён Дудаевым
под угрозой расстрела. Туда поехали мы вчетвером: Юрий Джура,
Сергей Шляхтин, Александр Трофимов и я. Пока поезд
стоял в Назрани, мы насмотрелись на этих вооружённых ребят. Если бы они
вычислили, кто мы такие, назад бы мы не вернулись. Мучили бы нас вполне
добросовестно.
- Сразу за этим было Приднестровье?
- С приднестровским казачеством у нас имелись
связи ещё до войны. Дубоссарский атаман Сазонов
приезжал в Ростов, привозил кое-какие документы, рассказывал о ситуации в его
регионе. Показывал листовки молдавских националистов, где они хают казаков, и так далее. Наши казаки участвовали там в боевых действиях с начала и до конца. Были потери: при
взятии Бендер погиб Геннадий Бортников. Казаков 96-го полка в Приднестровье
воевало больше всех: ведь участие в боевых действиях – это обязательное условие
при вступлении в полк. Воевали в
составе сводного полка, которым командовал атаман Николай Бойко, из Батайска.
13 августа 1992 года Ростов молнией облетело известие, что на улице Мадояна ночью какой-то казак расстрелял толпу напавших на
него цыган. Чего греха таить, многие ростовчане приняли эту весть с некоторым злорадством: вот, наконец, нашлась и на цыган управа.
Вспомните то время: по Ростову как грибы стали расти цыганские особняки,
наглое вызывающее поведение цыганской молодёжи (ряд убийств и изнасилований)
уже стало целой проблемой.
Казаки, ещё не зная, кто стрелял, уже говорили: «Ну
это точно Петя Молодидов…»
- Пётр, автомат, из которого ты стрелял по цыганам, был
из Приднестровья?
- Этот автомат снял казак Женя Часовников с убитого им молдавского полицейского. А тогда
вместе с Часовниковым на его «Жигулях» мы ехали по
улице Мадояна. Остановились перед трамвайными путями,
пропуская трамвай. А в это время толпа цыган ловила машину. Они люди наглые,
что не секрет. Особенно не церемонясь, открыли дверь машины и полезли на заднее
сиденье – два здоровенных мужика и с ними баба. Мы им
говорим – убирайтесь, они говорят – везите. Часовников
вылез из машины, открыл заднюю дверь и принялся вытягивать крайнего пассажира.
Сзади подбежал кто-то из провожающих, ударил Женю по голове бутылкой, и он
упал, оглушённый.
Какой-то
цыган замахнулся железкой и на меня. За несколько дней до этого, в Приднестровье, когда опрокинулась наша
патрульная машина, я получил разрыв связок левого плеча. Подставил правую руку,
удар пришёлся по ней, она отнялась. Женя лежал без движения, цыгане его пинали лежачего (у него оказались сломаны два ребра). Начали
бить и меня – я еле увернулся несколько раз, потом увидел, как лежит Женя. Я
подумал, что он убит, и всё в голове перевернулось. Автомат Часовникова
лежал в машине, из дома неподалеку уже подбегала другая толпа цыган…
Уж не
знаю, как бездействующими руками я сумел взять автомат и передёрнуть затвор.
Стреляю я хорошо, и если бы руки были в порядке, убил бы их всех. Потом, шесть
месяцев в тюрьме, мне только это и снилось. Когда я начал стрелять, то просто
не смог поднять автомат, и пули полетели не туда, куда надо. Я гнался за
цыганами до самого их дома, но попал всего один раз именно в того, который
ударил Женю. За это потом судили его брата: они на следствии поменялись ролями,
чтобы раненный не сидел в тюрьме.
Цыган Оглы, у которого была прострелена грудь,
выжил. Жив остался и Евгений Часовников.
Самого Молодидова тогда не задерживали. Арестован по
этому делу он был только 1 октября. После того, как по приказу атамана Ратиева занялся переброской казачьих формирований на
абхазскую границу… Только отвёз первую сотню в Хосту,
на базу санатория «Восход», вернулся в Ростов – и сразу попал на нары
следственного изолятора.
В Гагринской операции ростовские казаки
действовали плечом к плечу с отрядом Шамиля Басаева, нынешнего «террориста №
1». Итог известен: грузинские части были разбиты. То, что Пётр Молодидов был арестован в Ростове и не сумел подвезти ещё
одну казачью сотню в Абхазию, для грузин было счастьем.
«Тогда бы из 200 грузин, что отступали из Гагр, к российской границе на Псоу не вышел би ни один. 96-й
полк воевал жёстко и пленных не брал», - так говорит сам Молодидов.
В апреле 1993 года в Первомайском суде состоялся процесс
над Петром Молодидовым. Поддержать его
приехали и казаки со всей области, и украинские националисты, и даже сами
цыгане, державшие плакаты «Свободу Молодидову!»
Сам Молодидов так объяснил поведение цыган:
«Наверное, они не хотели, чтобы в них продолжали стрелять. Гнётся там, где
тонко. Как они ведут себя с нами, точно так же надо вести себя и с ними».
- Встречался ли ты с Басаевым?
- Его знают многие казаки 96-го полка, но
я лично – нет, поскольку меня посадили 1 октября и в Абхазию второй раз я не поехал.
Насколько знаю, у Басаева была личная дружба с командиром сотни 96-го полка
Сергеем Рачковым, которого все знали по кличке Вжик. Я
знаю таких людей, как Басаев, они боятся и уважают только себе подобных. На тот
момент Басаев являлся командующим объединёнными вооружёнными формированиями
конфедерации горских народом Кавказа. Чеченский
батальон был его личным формированием.
Казаки
воевали на стороне абхазов потому, что в Абхазии осталась часть исконно
казачьих земель. Например, село Леселидзе, откуда я
родом, до 1920 года было хутором Ермоловка
Черноморского отдела войска Кубанского, Сочинский округ, станицы Адлерской.
Советские административные границы не соответствуют дореволюционным,
этническим. Граница войска Кубанского проходила не по реке Псоу,
а гораздо южнее, в Гаграх, по Холодной речке.
Территория, которую казаки отбивали в Гагринской
операции, - это старые казачьи земли. В 1918 году, воспользовавшись
большевистским бардаком, войска буржуазной Грузии захватили Сочинский округ
вплоть до Туапсе. Но в том же году кубанские казаки, немного оправившись,
разбили грузин и выкинули их со своей земли. В 1992 году казаки воевали чуть ли не кочка в кочку на той земле, где сражались
их предки…
Что
касается Сергея Рачкова – Вжика,
то он и воевал плечо к плечу с Басаевым, и бывал у него дома. Сергей был убит
при невыясненных обстоятельствах 23 февраля этого года Железнодорожном районе
Ростова.
Казака Евгения Часовникова, который выжил
после стычки с цыганами, всё же подстерегла смерть. В нелепой драке с двумя
мужчинами (ссора вышла из-за собак, которых те выгуливали) он получил ушиб
поджелудочной железы и умер в больнице через полтора месяца. Гроб с его телом
казаки пронесли через центр города, в том числе и по улице Энгельса.
Через некоторое время в квартиру одного из тех мужчин, с которыми дрался
Часовников, влетела граната, пущенная из гранатомёта.
Лишь по счастливой случайности обошлось без жертв.
Это ещё одно громкое «дело» в Ростове, которое приписывали казакам 96-го
полка.
- Я думаю,
что Часовникова били не двое, а гораздо больше, -
говорит Молодидов. – То, что выстрел в окно квартиры
Парфёнова из гранатомёта был местью за Женю, которого знали очень многие, я не
сомневаюсь. Но стреляли не наши казаки. Задержанный по этому делу Александр
Исаков был освобождён прямо в зале суда с вердиктом присяжных «не виновен».
Сам я в
это время сидел в тюрьме. Разумеется, приходили и туда с проверкой. Начальник оперчасти подтвердил, что из камеры я никуда не отлучался…
- Какое отношение к тебе, как к казаку, было в тюремной
камере со стороны «братвы»?
- Отношение
там к казакам разное, как и на воле. К тем казакам, что не имели дела с
милицией или репрессивными органами,
отношение хорошее. По-моему, «братва» какой-то
определённой позиции по отношению к казакам не выработала.
Из 96-го
полка 12 казаков сейчас находятся или под следствием, или в местах лишения
свободы. Это люди, которые воевали за интересы нации, и, как у тех же
«афганцев», например, у них зачастую подорвана психика. Мне кажется, в судах
должны учитывать эту особенность.
- А как с твоим делом, о котором писал
«Вечерний Ростов», с двойным убийством на улице Вятской?
- Вообще не
имею к этому делу никакого отношения. Один из сотрудников милиции, подполковник
В., меня попросту подставил, затаив обиду после моего с ним конфликта в 1992
году. Тогда он приехал изымать у меня оружие, которое … … … из Приднестровья.
Тогда я
ему сказал – не для того я снимал автомат с таких, как он, только мёртвых,
чтобы здесь отдавать его таким, как он. Этих слов подполковник мне не простил,
и меня «пристегнули» к какому-то бытовому убийству в квартире на улице Вятской,
обвинив в том, что я якобы помогал прятать трупы. Это при
том, что я живу на противоположном краю города и людей, которые
проходили по делу об этом убийстве, не знаю вообще. Мне предлагали сознаться и
обещали подвести под амнистию. Я вину не признал и от амнистии отказался…
- О ростовских казаках в последнее время почти
ничего не слышно, не то что раньше. С чем это связано?
- Отчасти,
думаю, с тем, что верхушку казачьего движения оседлали посторонние люди.
Вспомним договор атамана Козицына с Чечнёй в 1994
году – о ненападении, заключённый через голову ставропольского казачества,
имеющего с Чечнёй непосредственные границы. Козицын
делать этого не имел права.
Казаки
96-го полка, хоть и воевали в одних окопах с чеченцами в Абхазии, первыми
назвали этот договор прямым предательством. За это мы подверглись опале, нас
называли самопровозглашённым формированием, хотя приказ о возрождении 96-го
полка подписал человек, уважаемый всем казачеством, - атаман Михаил Михайлович
Шолохов.
- Каким видится будущее 96-го полка?
- Предпочитаю не загадывать, но думаю, что в
наши неспокойные времена казаки ещё пригодятся России, Отечеству. В казачестве,
как и во всем обществе, происходят перемены. 96-й полк должен найти своё место.
Интервью вёл А. Оленев.